Полминуты на переодевание: чем занимается костюмер в театре
Костюмера никогда не увидишь ни в кадре, ни на сцене, его фамилия в числе последних значится в титрах. И никто не задумывается, сколько труда вложено в каждую складочку платья, которое хотя бы мелькнуло на сцене.
Своей историей поделилась начальница костюмерного цеха театра Валентина Ряжечкина. Она работает в театре 13 лет, но на самом деле это место близко ей с детства, ведь ее сестра руководила гримеркой.
- Меня всегда привлекала работа в театре, ведь очень люблю шить, вязать и, как оказалось, подбирать и рекомендовать костюмы художникам. В моем распоряжении четырнадцать костюмеров. Первое, что входит в их обязанности, - это обслуживание спектаклей, актеров. Сначала начинается работа с художником и подбор костюмов, их примерка актерами. Перед этим макет и эскиз должен утвердить режиссер. Далее уже костюмы обрабатываем - сдаем в химчистку, стираем, - рассказывает костюмер для theatre.love.
На официальном сайте театра указано, что вся одежда для сцены должна быть подписана. Некоторые костюмы передают в бутафорский цех, если у художника есть идея их состарить или как-то видоизменить. После этого костюмеры следят за готовыми нарядами, гладят их, выносят в гримерку, на репетиции или непосредственно за кулисы сцены.
Репетиции в костюмах происходят менее чем за две недели до премьеры (бывает и раньше), потому что их надо обжить. Иногда актеры надевают только знаковую деталь костюма, а обувь, головные уборы, украшения хранится в костюмерной. В театре Франка, например, есть три состава с костюмами, где числится 5833 деталей одежды. Все наряды компактно разделены по представлениям, например, «Кайдашева семья», «Великие комбинаторы», «Лес», «Эдит Пиаф», «Поминальная молитва», «Идиот». Обычно одежду подбирают из того, что есть, или шьется и докупается. Когда постановка завершает свое существование на сцене, костюмы возвращаются на склад или списываются, если непригодны.
Кроме ухода за костюмами, в обязанности костюмеров также входит помощь актеру переодеться и сопровождение спектакля на гастролях. Актер, конечно же, сам одевается, но нужно застегнуть молнию или зашнуровать корсет, если есть. А вот уже во время показа спектакля моменты быстрыми переодеваниями, на которые может быть всего полминуты. Поэтому обслуживать актера во время спектакля может и 6 костюмеров! Например, в течение спектакля «Кориолан» актера гримируют и кровью, и глиной, поэтому нужно успеть и вымыться, и высушиться и переодеться. А в спектакле «Несравненная» у Натальи Сумской шесть-семь переодеваний и она уже по дороге готовится к тому, что нужно расстегнуть платье, а у костюмеров на полу уже расстелена нижняя юбка, вторая юбка, жакет и на все про все всего полминуты. Есть даже секундное одевание, когда нужно определить пелеринку.