Талантливый человек, по определению, должен быть талантлив во всем. Борис Гребенщиков – пожалуй, как никто другой подходит под эту характеристику. Гуру уже более тридцати лет творит и удивляет, заставляет думать, вслушиваться, любить. Чтобы он ни делал, будь то очередной концерт, пластинка или простое интервью какой-нибудь провинциальной газете, тысячи его поклонников непременно найдут в этом событии проявление высших сил и ни за что не упустят возможность самому прикоснуться-посмотреть-послушать легендарного Бориса Борисовича.
3Ажиотаж, вызванный приездом Гребенщикова в Киев, был просто огромным. Несмотря на то, что на этот раз в столицу музыкант приехал с двухдневной программой, любой его шаг сопровождался колоссальным вниманием со стороны журналистов и почитателей творчества. Так, чтобы попасть на пресс-конференцию, необходимо было прийти как минимум за полчаса до ее начала, иначе вы бы слушали Гребенщикова не в зале, а в коридоре РИА Новости, а количество желающих попасть на сам концерт намного превосходило количество мест в театре имени Франко.
История знает немало примеров, когда артист, добившийся популярности в чем-то одном, пытается проявить себя и на другом поприще. Не так давно киевляне могли познакомиться с картинами сэра Пола Маккартни, теперь же у нас есть возможность увидеть и живописные полотна Бориса Борисовича. Как известно, Гребенщиков начал писать картины еще в 1976 году, несколько лет спустя после появления Аквариума. Можно сосчитать количество альбомов, записанных с тех пор, а вот подсчитать количество его картин возможным не представляется. Всего 40 или 50 полотен, а может и больше. Борис Борисович точно не знает, поскольку почти все они исчезают мистическим образом.
Рисует БГ с 1976 года, но к своему же творчеству сам относится скептически: «Если бы Клод Моне увидел мои творения, то убил бы меня мольбертом. А законов живописи я не знаю, рисую по-народному»
Выставка в
Киевском музее русского искусства – один из первых публичных опытов Гребенщикова-художника. Ранее некоторые его работы хоть и выставлялись в частных галереях, но только в Киеве удалось собрать 12 картин артиста и организовать персональную выставку. По словам Бориса Борисовича, «рисовать он начал, когда нашел на чердаке старые холсты и краски. Все законы живописи узнавал "народным" способом. А сейчас беру уроки рисования у своей дочери. Мне нравится, как она играет с цветами». Кстати, среди представленных в Киеве картин есть и несколько работ Василисы Гребенщиковой, так что можно сказать, что увлечение живописью – их семейное «хобби».
Пожалуй, сложно назвать картины Гребенщикова шедеврами мировой живописи. Да и он сам это не отрицает: «Если бы Клод Моне, работы которого мне очень нравятся, увидел мои творения, то убил бы меня. Причем, бил бы меня мольбертом, пока я не умру». И в этом смысле воспринимать Гребенщикова-художника отдельно от Гребенщикова-музыканта неправильно. Не зная его текстов и музыки, будет непросто понять и оценить и сами картины – простая в плане техники и сюжета живопись может показаться весьма примитивной. Но и здесь БГ идет своим, только ему ведомым путем. И ведь даже не важно, что изображено на полотне – «Вожди мирового пролетариата за чашкой чая», «Витя» или «Сердце Петербурга» - видевшие эти картины единодушно скажут об особого рода магии, исходящей от них. Возможно, кто-то станет утверждать, что художественная ценность этих работ невелика.
9И, скорее всего, будет прав. Но творения Гребенщикова не нуждаются в оценках, они находятся в другой системе ценностей. В данном случае важен сам автор, и то, что он хочет сказать. А язык и способ общения со зрителем он уже давно и по праву выбирает сам.