Стань киноведом: как начать разбираться в кино
Не обязательно быть профессором Британской киноакадемии, чтобы понять, какой фильм хороший, а какой нет. Без академий и других вышек можно обойтись даже будущим режиссерам и сценаристам. «Я не ходил в киношколу, я ходил в кино», - знаменитые слова Квентина Тарантино. Стать киношником (от кинокритика до режиссера-постановщика) реально и без школы. Вооружись картой неформального кинообразования Киева, которая подскажет, куда идти, что смотреть и кого слушать.
Курсы и образовательные проекты
Этот список полезен тем, кто планирует заявить о себе, как о режиссере без практики. Стоит отметить, в Киеве таких негосударственных институций немного, впрочем, как и государственных. Подобное обучение зачастую платное, но открытое для каждого желающего.
Компания Reactor Media Group
Здесь уже не первый год проходит набор учеников на курсы режиссеров. Совсем скоро тут начнутся курсы в формате встреч с Николаем Засеевым-Руденко, режиссером-постановщиком множества художественных фильмов.
В течение 2-х месяцев участников проекта ознакомят с основными техническими и художественными сторонами создания фильма. От подготовительного этапа и работы над сценарием до озвучки и конечной сдачи фильма. Отбор натуры, интерьера, работа со съемочной группой, утверждение актеров, музыки, костюмов – все эти вопросы оговаривают с опытным режиссером в течение 1-го месяца. Вторая часть обучения посвящена темам съемочного периода, монтажа, записи музыки и сдачи готового продукта.
Организаторы проекта обещают по окончании курса вручить всем участникам сертификат с подписью мастера, но главное не это!
«Наши ученики также создают свой короткий метр. Снимают с помощью лектора, но операторов и дополнительные возможности ищут уже сами. Мы же со своей стороны помогаем найти для каждого ученика актеров. Их у нас достаточно, и многие согласны работать», - говорит Марина, одна из организаторов курсов Reactor Media Group.
Стоимость двухмесячного образования – 3000 грн.
Учебный центр «ПраймМедиа»
Центр работает одновременно и как школа телевидения, и как продюсерский центр. Заполнив анкету и выполнив творческое задание, каждый имеет шанс изначально попасть на собеседование с мастером курса, а после – стать его учеником. Обучение не бесплатное. Цена вопроса – 4300 гривен в месяц. Длительность курса – от 4 до 9 месяцев. То есть, за возможность стать выпускником режиссерских курсов «ПраймМедиа» ты платишь, как минимум, 17200 грн. Центр предлагает следующие направления:
основа режиссуры;
изучение мировой и отечественной литературы;
история кино;
актерское мастерство;
сценарное мастерство и драматургия;
теория монтажа и режиссуры телевизионных программ;
основы операторского мастерства;
основы звукорежиссуры.
В «ПраймМедиа» студентов курсов будут обучать действующие режиссеры кино и телевидения в своих мастерских вместе с педагогами-режиссерами.
Клубы и фестивали
Короткий перечень так называемых дополнительных инструментов для тех, кто хочет быть «в теме» – киноклубы и фестивали. Смотреть дома фильмы он-лайн – это хорошо, но смотреть его с последующей дискуссией – это еще лучше. Аргумент простой – диалог и процесс сравнения всегда открывают новый взгляд на любую ситуацию. Киноклубы и фестивали не превращают зрителя в режиссера, но однозначно приближают его к пониманию кино хотя бы на миллиметр.
Киноклубы
Скромное количество киевских киноклубов стабильно сосуществует с таким же скромным числом посетителей. Несмотря ни на что, им стоит отдать должное. Пиратские показы запрещенных фильмов, актуализация табуированных тем, живая дискуссия – такие возможности открывают для себя многие киноклуберы. В следующих точках Киева:
киноклуб Киево-Могилянской академии (ул. Набережно-Крещатинская, 27, к. 13);
киноклуб классического и социального кино (ул. Бажова,12);
киноклуб «Ракурс» (ул. Большая Житомирская, 40);
киноклуб культурного центра PhotoCULT (ул. Ивана Мазепы, 21, корп. 19);
«Визуальная лаборатория» при центре Леся Курбаса (ул. Владимирская, 23-в).
Список можно заканчивать словами «и другие». Других, правда, немного, и часть из них существует на коммерческих условиях, оскорбляя при этом посетителей, которые привыкли к надписи free над дверью других киноклубов.
Международные кинофестивали
Фестиваль кино зачастую превращается в праздник города. Таким, как минимум, уже давно стал Международный кинофестиваль «Молодость». Помимо праздничной атмосферы и уникальной программы кинодебютов, фестиваль ежегодно формирует свою образовательную составляющую. Показы классического кино, встречи и мастер-классы от режиссеров из разных стран мира – все это стало неотъемлемой частью фестиваля.
Если же тебя больше интересуют нюансы документального кинематографа, то стоит обратиться по другому адресу. С 2003 года в Киеве проходит Международный кинофестиваль документального кино DOCUDAYS_UA. Образовательная ценность этого фестиваля состоит в том, что у посетителей есть возможность не только увидеть уникальные и непопулярные в интернет-пространстве фильмы, но и познакомиться с создателями этих фильмов, узнать о сложностях съемочного процесса и возможностях режиссеров-документалистов.
Не без внимания осталась и аудитория любителей короткого метра. Ответить на ряд вопросов о короткометражном кино можно во время киношколы, которая вот уже второй год в конце апреля проходит в рамках Киевского международного кинофестиваля короткометражного кино. Как говорят организаторы, формат киношколы в этом году предполагает усвоение теоретического материала непосредственно через выполнение практических задач. Задания, от простых до сложных, дают лекторы – отечественные и зарубежные режиссеры и сценаристы. Темы, вынесенные на обсуждение, разнообразны – от создания полноценного фильма с помощью фотографий до темы создания малобюджетного, независимого и экспериментального кино. В этом году среди заявленных лекторов киношколы были: Андреа Мартиньйони, Ева Перволовичи, украинский режиссер Роман Бондарчук и другие.
Еt cetera
Помимо киноклубов и фестивалей, стоит также вспомнить о специальных показах, которые позволяют украинской публике узнать о палитре кино других стран. Это важный кросс-культурный процесс, который в киевском кинопространстве обеспечивается сейчас деятельностью вышеупомянутого МКФ «Молодость», компанией «Артхаус Трафик» и посольствами стран, чьи фильмы формируют программу.
Уже не первый год в Киеве реальными стали недели французского, австрийского, ирландского, немецкого, итальянского, голландского кино – и этот список можно продлить еще на пару строк. Посещая эти показы, есть шанс не только хорошо «убить время», но и получить ценные знания о специфике кино той или иной страны, прощаясь с привычными стереотипами и предубеждениями. Такие знания не каждый университет способен тебе дать, в то время как организаторы таких «кинонедель» часто рискуют тем, что зал будет пустым.
«К ирландскому кино зрители в Киеве отнеслись недоверчиво. Люди думали, что это кино из заброшенной страны. Она неизвестна Украине, так же, как и Украина неизвестна для многих», - говорит Андрей Халпахчи, директор «Молодости».
При желании, можно стать мастером любого дела, главное – вовремя обратить внимание на все возможности внутри и вокруг себя.